В строительстве, особенно на загородных участках, довольно часто мы имеем дело с особым настилом. Монтаж палубной доски нужен там, где влага действует особенно агрессивно. В первую очередь это места, открытые для дождя и снега: садовые дорожки и беседки на даче, балконы, веранды и террасы. Также это причалы на берегу, мостики и спортивные площадки в парке. Такой способ покрытия полезен в бане и сауне, где обычный деревянный пол не выдерживает воздействия воды и пара в разных температурных режимах. Чем же отличается палубная доска от обычной половицы? Само ее название напоминает о корабельной палубе. Ведь корабль постоянно находится в зоне повышенной влажности. Самым водостойким считается стройматериал из сибирской лиственницы. Она издавна славится как лучшая древесина для строительства. Лиственница идеально держит сопротивление влаге, не гниет, обладает твердостью и долговечностью. Кроме того, в последнее время популярны также стройматериалы из пластика, имеющего свои преимущества.
Особенности работы с палубной доской
Монтаж палубной доски не предполагает использование соединительных шпунтов. В конструкции специально оставляются зазоры, через которые стекают осадки и циркулирует воздух. От прочих напольных покрытий этот отличается рядом технических особенностей. Материал обстругивают со всех сторон и выдерживают несколько дней в определенном температурном режиме. С продольных боков срезаются углы, чтобы вода не накапливалась на поверхности, а стекала. На лицевой поверхности прорезают продольные бороздки во всю длину. При ходьбе по рифленой плоскости ноги не будут скользить.
Древесина сибирской лиственницы имеет особенные водоотталкивающие качества за счет содержания смол. От теплых солнечных лучей лиственница выделяет приятно пахнущие эфирные масла, а это дополнительный плюс для дачного участка.
Строительный материал из пластика изготавливается специально с расчетом на повышенную влажность. Чтобы смонтировать идеально ровную площадку, требуется математически просчитанное формирование фундамента. Каркас конструируется на бетонных основаниях, к которым прикрепляются деревянные или пластиковые опоры соответствующей высоты. На них укладываются поперечные брусья для прикрепления непосредственно самого покрытия. Подробнее мы остановимся на этом чуть ниже.
Технология укладки
Палубные доски укладываются одна к одной по очереди, фиксируясь между собой специальными креплениями. Существуют два способа укладки – по диагонали и по вертикали. При диагональном способе элементы укладываются под косым углом к стене и друг другу. Это дает визуальный эффект развернутого пространства, особенно на узкой террасе: площадь покрытия кажется шире, чем есть на самом деле. Однако такой монтаж палубной доски требует особых инженерных навыков. Нужна тщательно выверенная подгонка и обрезка по длине. Кроме того, при таком способе в обрезки уходит много ценного дерева. Вертикальная укладка стандартна и надежна: она производится параллельно стене, при этом практически весь стройматериал идет в работу.
Подготовка основания
Основание для монтажа палубной доски подготавливается заранее и с особой тщательностью. Грунт уплотняется трамбовкой и покрывается щебенкой или мелким гравием. Поверх него кладется тонкий слой песка. На этой площадке устанавливается металлическая арматурная сетка. Для водостока рекомендуется подготовить небольшой уклон грунта и систему канавок. Фундамент чаще делается при помощи точечных бетонных стяжек и плит. На них устанавливаются регулируемые по высоте пластиковые опоры. Они нужны, чтобы зафиксировать общую конструкцию в нужном положении и жестко закрепить поперечные балки, именующиеся лагами. Затем монтируется каркас для будущего настила. Ни в коем случае нельзя допускать контакта деревянной или пластиковой конструкции с грунтом. Для вентиляции и стока воды площадка должна возвышаться над грунтом на несколько сантиметров.
Из чего должны состоять и как выглядеть лаги? Как правило, это особо прочные брусья из лиственницы, пропитанные специальными растворами, предохраняющими от влаги и деформации. Они крепятся перпендикулярно дощатому настилу, который будет положен сверху. Расстояние между ними нужно отрегулировать так, чтобы оно было не слишком большим. Иначе отдельные участки настила начнут проседать, не имея достаточной опоры.
Крепление палубной доски
Известны два метода соединения строительных элементов – открытый и закрытый. При первом головки вкрученных саморезов видны снаружи, будучи углублены в поверхность. При втором крепеж скрывают под настил. Крепления изготавливаются из нержавеющего металла. Существует несколько их видов. Классический вид – гибрид гвоздя и самореза, пришивающий доску к балке. Твин – угловая скоба с отверстиями для шурупов и шипами. Гвоздек Про – крепеж в виде прямой скобы, пришивающейся к лагу и с двух сторон соединяющей элементы конструкции. При этом покрытие не просверливается и остается цельным, так как крепежная скоба входит в специальный паз сбоку.
Процесс монтажа: подробная инструкция
Монтаж палубной доски из сибирской лиственницы или из пластика начинается от стены, но не вплотную, а с небольшим зазором. Вообще нужно помнить о соблюдении зазоров для стока влаги. Точное выравнивание первой доски особо важно, ведь по ней будут выстраиваться все остальные. Ее мы пришиваем к лагу саморезами. К ней подводится тот или иной вид крепления, о которых мы говорили выше. Вторая подгоняется к первой и присоединяется посредством крепления. В шипы твин или к скобам Гвоздек Про элементы вколачиваются боковыми ударами специального каучукового молотка, чтобы не испортить материал. Последняя доска прикрепляется саморезами к балке так же, как и первая, заключая всю конструкцию в жесткие рамки. Все это обеспечит долговечность настила, которому будут нипочем даже сильные дожди.